Аннотация к рабочим программам по литературному чтению 1 - 4 классы УМК «Школа России» Рабочие программы учебного предмета «Литературное чтение» составлены на основе 1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" 3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г. 4. Авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова и др. Курс «Литературное чтение» отличается широким жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвѐртого года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств и направлена на достижение следующих целей: – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; – совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; – обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; – воспитание эстетического отношения к искусству слова; – формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; – обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть, в результате освоения предметного содержания литературного чтения, учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Решение этой задачи, способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умению работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. 5.Формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развитие образного мышления учащихся. Содержание учебного предмета направлено на формирование общеучебных навыков чтения и умений работать с текстом, и способствует общему развитию ребенка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию. Систематический курс литературного чтения представлен в программе следующими содержательными линиями: - круг детского чтения - виды речевой и читательской деятельности - опыт творческой деятельности Для реализации программного материала используются учебники: 1. Горецкий В.Г. Азбука. Учебник.1 класс. В 2 ч. 2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2ч. 3. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч. 4. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. 5. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Курс «Литературное чтение» рассчитан на 473 часа. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 99 часов (по 3 часа 33 учебные недели). Во 2-3 классах по 136 часов (по 4 часа 34 учебные недели в каждом классе). В 4 класс отводится 102 часа (3ч в неделю, 34 учебные недели) Формы контроля: диагностическая работа, устный и фронтальный опрос, тестовые задания, проверочная работа, проверка техники чтения, презентация проектов. Рабочие учебные программы включают в себя: 1.Титульный лист 2.«Пояснительная записка» 3. «Содержание учебного предмета, курса». 4. «Тематическое планирование (или поурочно-тематическое) планирование». «Пояснительная записка» раскрывает общую концепцию рабочей программы, в том числе: используемые учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы; место учебного предмета в учебном плане (количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком; формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Содержание учебного предмета, курса выстраивается на основе содержания примерной основной образовательной программы по учебному предмету. «Тематическое планирование (или поурочно-тематическое) планирование» является частью рабочей программы, разрабатывается и утверждается на каждый учебный год. В тематическом (или поурочно-тематическое) планировании отражается: количество часов, отведенное на изучение предмета, тем (разделов); темы уроков с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; проведение практических (при их наличии).