Рассмотрено Председатель ШМО ______________ Е.Я. Хоктина Протокол №1 от 29.08.2023г. Согласовано Зам. директора по УВР ___________ Ф.И.О. 30.08.2023г. Утверждено Директор МКОУ «СОШ с. Заречного» __________ Р.С. Жазыкоева Приказ №79 от 31.08.2023г. Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса Составитель: Учитель Дьяченко Надежда Павловна 2023 / 2024 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса составлена на основе образовательной программы МКОУ «СОШ с. Заречного» с учётом учебного плана МКОУ «СОШ с.Заречного», утвержденной приказом №77 от 25.08.2023г. и на основе ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов., учебника Александровой О.М., Аристовой М.А. и др. «Родная русская литература: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2021». 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная русская литература» 2.1. Личностные результаты: осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира; способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других. 2.2. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; навыки смыслового чтения. Коммуникативные УУД умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. 2.3. Предметные результаты: понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы; проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира; понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы; осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира; развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения; накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. 3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета На изучение предмета «Родная русская литература» в 8 классе в соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ с. Заречного» отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, что является базовым изучением Наименова ние разделов Колво час ов №п /п 1. Элементы содержания «Россия – родина моя» 12 Планируемые предметные результаты с учётом рабочей программы воспитания Предания старины глубокой. Легенда рный герой земли русской Иван Сусанин. П.Н. Полевой, О.А. ИльинаБоратынская, С.Н. Марков. Города земли русской. По Золотому кольцу. Ф. Сологуб, М.А. Кузмин, И.И. Кобзев, С.А. Степанов Родные просторы. Волга – русская Ученик научится Ученик получит возможность научиться выделять проблемати ку и понимать эстетическ ое своеобрази е произведен ий о легендарны х героях земли русской для развития представле ний о нравственн ых идеалах русского народа; ориентироватьс яв информационн ом и образовательно м пространстве. давать смысловой и идейноэстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественны й текст как послание автора читателю, современнику и Практическ ие и лаборатор ные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др. Литературно музыкальная композиция доклады 2. Русские традиции 8 река. Русская народная песня. Н.А. Некрасов, В.С. Высоцкий, В.В. Розанов осмыслива ть ключевые для русского национальн ого сознания культурны хи нравственн ых смыслов в произведен иях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге потомку Праздники русского мира. Осознавать богатство русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальн ые традиции в произведен иях о православн ом празднован ии Троицы и о родстве душ русских людей выделять в произведении элементы художественно й формы и обнаруживать связи между ними; устанавливать аналогии, причинноследственные связи; Троица. И. Бунин, С.А. Есенин, Н.И. Рыленков, И.А. Новиков Тепло родного дома. Родство душ. Ф.А. Абрамов, Т.В. Михеева пользоваться основными теоретиколитературными терминами и понятиями; отвечать на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениям и других искусств Сообщения Историколитературны й комментарий Подготовка презентаций 3. Русский характер – русская душа 12 «Не до ордена – была бы Родина…» Дети на войне. Э.Н. Веркин. Загадки русской души. И.С. Тургенев, Ф. М. Достоевский. О ваших ровесниках. Б.Л. Васильев, Г.Н. Щербакова. Лишь слову жизнь дана. ДонАминадо, И.Ф. Анненский 4. Систематиза ция, обобщение 2 Итого 34 Развить представле ния о русском национальн ом характере в произведен иях о войне; о русском человеке как хранителе национальн ого сознания; трудной поре взросления ; о языке русской поэзии процедурам эстетического и смыслового анализа художественно го произведения; аргументирован но выражать личное отношение к художественны м произведениям; владению основными способами обработки информаци и и её последующ ей презентаци и самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; самостоятельно й проектноисследовательс кой деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации Сообщения Историколитературны й комментарий Подготовка презентаций Чтение наизусть создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирую щего характера в формате анализа эпизода Защита проектов Наименование разделов и тем Колво часов Дата проведения РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч.) Преданья старины глубокой (4 ч.) 1. 2. Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. П. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа) 2 Образ героя земли русской. С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» 2 07.09 14.09 21.09 28.09 Города земли русской (4 ч.) 3. По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» 2 05.10 12.10 М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» 4. И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо» 2 19.10 26.10 Родные просторы (4 ч.) 5. 6. Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге» 2 В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент) 2 09.11 16.11 23.11 30.11 РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (8 ч.) Праздники русского мира (4ч.) 7. 8. Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» 2 И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» 2 07.12 14.12 21.12 28.12 Тепло родного дома (4 ч.) 9. Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки» 2 04.01 11.01 10. Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) 2 18.01 25.01 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (12 ч.) Фактическая дата проведения Не до ордена – была бы Родина (2 ч.) 11. Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) 2 01.02 08.02 Загадки русской души (4 ч.) 12. 13. Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс» 2 Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» 2 15.02 22.02 29.02 07.03 О ваших ровесниках (4 ч.) 14. 15. Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) 2 Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) 2 14.03 21.03 04.04 11.04 Лишь слову жизнь дана (2ч.) 16. Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет» 2 18.04 25.04 Обобщение и систематизация (2ч.) 17. Итоговый урок. Защита проектов 2 16.05 23.05 Список нормативных документов и научно-методической литературы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/ (дата обращения: 09.09.2020). Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 09.09.2020). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 09.09.2020). Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaja-programmavospitanija/ (дата обращения: 09.09.2020). Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019. История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980—1983. Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63. Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265. Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902. Рекомендуемые информационные ресурсы: http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия. https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь. https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка. http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру». http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре. http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы». http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература». https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека. https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв. https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.