Рабочая программа внеурочной деятельности_Функциональная грамотность_1-4 классы

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино –
Балкарской Республики
МКУ «Управление образования местной администрации
Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской
Республики»
МКОУ «СОШ с. Заречного»

СОГЛАСОВАНО
Зам. директор по ВР
____________
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________ Жазыкоева Р.С.
Приказ №79
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
1-4 классы
на 2023-2024 учебный год

с. Заречное 2023 год

Пояснительная записка
Программа
соответствует
обновлённому
федеральному
государственному
образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286 Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства образования и
науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный
Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Актуальность спецкурса:
 курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
 умения быстро адаптироваться к изменению условий;
 быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
 знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
 готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного
общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного
исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило
ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно
– научная.

Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.

Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
является развитие способности учащихся к осмыслению письменных
текстов и рефлексией на них,

использования их содержания для достижения собственных целей,

развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Задачи 
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме
в соответствии с поставленной учебной задачей.


«Математическая грамотность» Целью –

является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут,

высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Задачи:

способность проводить математические рассуждения;

способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.


«Финансовая грамотность» Целью –
является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в
семье,

формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:

представление о семейных расходах и доходах;

умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представление о различных видах семейных доходов;

представление о различных видах семейных расходов;

представление о способах экономии семейного бюджета.


«Етественно-научная грамотность» Целью –

является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;

способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.

Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных
источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с
огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо
иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка,

хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме.
Для того чтобы у обучающихся 4 класса процесс формирования функциональной
грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных
видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию.
Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания,
познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению
использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в
устной и письменной форме.

Место курса «Функциональная и финансовая грамотность» в учебном
плане МКОУ « СОШ с. Заречного.
На изучение данного спецкурса в учебном плане МКОУ «СОШ с. Заречного» отводится 34
ч. (из расчёта 1 ч. в неделю, всего 34 недели в 4 классе).
Модуль «Читательская грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Всего – 34 ч. в год
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;

-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:

осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;

делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:

проявлять познавательную и творческую инициативу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме
в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;

способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

способность формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах;

способность проводить математические рассуждения

способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;

способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и
принимать решения,
которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;

представление о семейных расходах и доходах;

умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представление о различных видах семейных доходов;

представление о различных видах семейных расходов;

представление о способах экономии семейного бюджета.


ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;

поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование 4 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел

Кол
час

1

Читательская
грамотность

1
1
1
1
2
1
1

2.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Итого

Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные
уборы.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на
Руси.
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

3.

Финансовая
грамотность

2
1
1
2
1
1

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

4.

Итого
Математическая
грамотность

8
1
2
1
1
2
1

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Итого
Творческие
работы

8
1
1

Итого

2

Итого

По выбору.
Составляем словарик по финансовой
грамотности.

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

В том числе
Теория
Практика
0,5
0,5

Дата проведения
Планир. Факт.

1.

Старинная женская одежда.

1

2.

Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская одежда
и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.

1

0,5

0,5

15.09

1

0,5

0,5

22.09

1

0,5

0,5

29.09

2

1

1

06.10
17.10

1

0,5

0,5

20.10

1

0,5

0,5

27.10

1

0,5

0,5

10.11

1

0,5

0,5

17.11

1

0,5

0,5

24.11

3.
4.
5.

6.

Какие деньги были раньше в
России
8. Томат.
7.

9.

Болгарский перец.

10. Картофель.

08.09.23

11. Баклажан. Семейство

1

0,5

0,5

01.12

Паслёновые.
12. Лук.

1

0,5

0,5

08.12

13. Капуста.

1

0,5

0,5

15.12

14. Горох.

1

0,5

0,5

22.12

15. Грибы.

1

0,5

0,5

29.12

16. Творческая работа.

1

0,5

0,5

12.01

17. Потребительская корзина.

2

1

1

18. Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

19.01
26.01
02.02

19. Инфляция.

1

0,5

0,5

09.02

20. Распродажи, скидки,

2

1

1

бонусы.
21. Благотворительность.

1

0,5

0,5

16.02
01.03
15.03

22. Страхование.

1

0,5

0,5

22.03

23. В бассейне.

1

0,5

0,5

05.04

24. Делаем ремонт.

2

1

1

25. Праздничный торт.

1

0,5

0,5

12.04
19.04
26.04

26. Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

03.05

27. Поход в кино.

2

1

1

10.05

28. Отправляемся в

1

0,5

0,5

17.05

путешествие.
29. Составляем словарик по
1
финансовой грамотности.
Итого: 34

0,5

0,5

24.05

17

17

Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс.
ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность. Учимся разумному финансовому поведению. Юлия Корлюгова,
Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/
Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО, 2020

4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4
классов/составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019.
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 класса положена программа

авторов М.И. Моро,
М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,
С.В.
Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС.


Наверх

Ролик о проведении НОКО

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».