МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино – Балкарской Республики МКУ «Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» МКОУ «СОШ с. Заречного» СОГЛАСОВАНО Зам. директор по ВР ____________ Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________ Жазыкоева Р.С. Приказ №79 от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 классы на 2023-2024 учебный год с. Заречное 2023 год Пояснительная записка Программа соответствует обновлённому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021). Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Актуальность спецкурса: курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач; умения быстро адаптироваться к изменению условий; быть способным находить решения из конфликтных ситуаций; знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности; готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA. Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно – научная. Цель программы: создавать условия для развития функциональной грамотности. Цели и задачи блоков курса: «Читательская грамотность»Целью – является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Задачи умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. «Математическая грамотность» Целью – является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Задачи: способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. «Финансовая грамотность» Целью – является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. «Етественно-научная грамотность» Целью – является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Задачи: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность» Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 4 класса процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме. Место курса «Функциональная и финансовая грамотность» в учебном плане МКОУ « СОШ с. Заречного. На изучение данного спецкурса в учебном плане МКОУ «СОШ с. Заречного» отводится 34 ч. (из расчёта 1 ч. в неделю, всего 34 недели в 4 классе). Модуль «Читательская грамотность» - 8,5 ч. в год. Модуль «Математическая грамотность» - 8,5 ч. в год. Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8,5 ч. в год. Модуль «Финансовая грамотность» - 8,5 ч. в год. Всего – 34 ч. в год Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Практические упражнения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Тематическое планирование 4 класс (34 ч) № п/п Раздел Кол час 1 Читательская грамотность 1 1 1 1 2 1 1 2. Итого Естественнонаучная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Итого Содержание Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 3. Финансовая грамотность 2 1 1 2 1 1 Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения 4. Итого Математическая грамотность 8 1 2 1 1 2 1 В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Итого Творческие работы 8 1 1 Итого 2 Итого По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. 34 Календарно-тематическое планирование (4 класс) № п/п Тема занятия Всего часов В том числе Теория Практика 0,5 0,5 Дата проведения Планир. Факт. 1. Старинная женская одежда. 1 2. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. 1 0,5 0,5 15.09 1 0,5 0,5 22.09 1 0,5 0,5 29.09 2 1 1 06.10 17.10 1 0,5 0,5 20.10 1 0,5 0,5 27.10 1 0,5 0,5 10.11 1 0,5 0,5 17.11 1 0,5 0,5 24.11 3. 4. 5. 6. Какие деньги были раньше в России 8. Томат. 7. 9. Болгарский перец. 10. Картофель. 08.09.23 11. Баклажан. Семейство 1 0,5 0,5 01.12 Паслёновые. 12. Лук. 1 0,5 0,5 08.12 13. Капуста. 1 0,5 0,5 15.12 14. Горох. 1 0,5 0,5 22.12 15. Грибы. 1 0,5 0,5 29.12 16. Творческая работа. 1 0,5 0,5 12.01 17. Потребительская корзина. 2 1 1 18. Прожиточный минимум. 1 0,5 0,5 19.01 26.01 02.02 19. Инфляция. 1 0,5 0,5 09.02 20. Распродажи, скидки, 2 1 1 бонусы. 21. Благотворительность. 1 0,5 0,5 16.02 01.03 15.03 22. Страхование. 1 0,5 0,5 22.03 23. В бассейне. 1 0,5 0,5 05.04 24. Делаем ремонт. 2 1 1 25. Праздничный торт. 1 0,5 0,5 12.04 19.04 26.04 26. Обустраиваем участок. 1 0,5 0,5 03.05 27. Поход в кино. 2 1 1 10.05 28. Отправляемся в 1 0,5 0,5 17.05 путешествие. 29. Составляем словарик по 1 финансовой грамотности. Итого: 34 0,5 0,5 24.05 17 17 Литература: 1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022. 2. Финансовая грамотность. Учимся разумному финансовому поведению. Юлия Корлюгова, Елена Гоппе. 3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО, 2020 4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019. В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 4 класса положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС.