Аннотация к рабочим программам по истории 5-9 класс 5 класс Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по всеобщей истории для 5-9 классов (Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений»), отвечающей требованиям ФГОС. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: 1. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. – М.: Просвещение, 2014. 2. Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. 3. Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс. Для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 4. История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2013. Электронное сопровождение УМК: 1. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая»; 2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/); 3. http://history-forever2012.jimdo.com/ УМК обеспечивает: формирование и развитие системы универсальных учебных действий; формирование компетентности и компетенции учащихся по предмету; подготовку к сдаче ГИА; развитие личности учащегося и его кругозора. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Курс рассчитан на 68 часов. Место и роль исторического знания в о1бразовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Данный учебный предмет помимо прочего помогает учащимся ответить на сущностные вопросы миропонимания. История вообще и древнего мира в частности дает школьникам широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Она направлена на образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Цель данной программы: освоение базовых универсальных учебных действий по предмету: осознание учащимися значимости периода древней истории человечества, ее места во всеобщей истории. Задачи программы: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Учебная деятельность организуется в форме комбинированных уроков, практикумов, бесед, дискуссий, сюжетно-ролевых игр. 2 6 класс Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.02.2011. №19644) в действующей редакции. Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6-9 классов общеобразовательных организаций / авт. – сост. Л. А. Пашкина. М. «Русское слово – учебник», 2018 Всеобщая история. История средних веков. Агибалова Е.В., Донского Г.М. 2018 Особенности программы — ее интегрированность, объединение курсов всеобщей и Отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «Всеобщая история Нового времени» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца XV - XVIII в. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль периода Нового времени в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории конца XV-XVIII в., которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России XVI-XVIII века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: 1. Агибалов Е.В. , Донской Г.М.Всеобщая история. История средниъх веков . М., «Русское слово», 2019. 2. Пчелов Е. В. Лукин П. В. История России с древнейших времен до начала XVI в., в. М., «Русское слово», 2019. 3. Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс / Стецюра Т. Д. – 5-е изд. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 4. Кочегаров К. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Пчелова «История России». 6 класс / К. А. Кочегаров. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 Цели курса: 1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Нового времени, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом. 2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Задачи курса: 1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и 3 мира, показать общие черты и различия. 2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре. 3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали). 4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., образование и развитие государств, их исторические формы и типы; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-9 классах - 2 часа в неделю, , в 6-7 классах 35 учебных недель (по 70 часов), в 9 классе 34 недели (68ч) 4 7 класс Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.02.2011. №19644) в действующей редакции; Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6-9 классов общеобразовательных организаций / авт. – сост. Л. А. Пашкина. М. «Русское слово – учебник», 2015 Особенности программы — ее интегрированность, объединение курсов всеобщей и Отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «Всеобщая история Нового времени» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца XV - XVIII в. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль периода Нового времени в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории конца XV-XVIII в., которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России XVI-XVIII века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: 1. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени конец XV-XVIII век. М., «Русское слово», 2019. 2. Пчелов Е. В. Лукин П. В. История России XVI-XVII в. М., «Русское слово», 2019. 3. Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс / Стецюра Т. Д. – 5-е изд. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 4. Кочегаров К. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Пчелова «История России». 7 класс / К. А. Кочегаров. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 Цели курса: 1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Нового времени, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом. 2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. 5 Задачи курса: 1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия. 2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре. 3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали). 4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Общая характеристика учебного предмета. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., образование и развитие государств, их исторические формы и типы; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. 6 Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.02.2011. №19644) в действующей редакции; Рабочая программа ориентирована на использование УМК: 1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С.,Пименова Л.А. Всеобщая история. История Нового времени XVIII век. М., «Русское слово», 2019 Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф. 2. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России XVIII век. М., «Русское слово», 2019 Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 3. Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 8 класс / Стецюра Т. Д. – 5-е изд. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 4. Кочегаров К. А. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 8 класс / К. А. Кочегаров. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 Цели: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Задачи: Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой ж7е или другой выбор. Курс истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Прежде всего здесь имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Курс истории России в 8 классе охватывает историю развития российского общества и государства начиная со времени регентства царевны Софьи и заканчивая правлением Павла I включает в себя национально - региональный компонент Истории КБР XVIII в Целью курса «История России с модулем История КБР» в 8 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности». Освоение знаний о важнейших событиях, процессах в истории республики и их взаимосвязи и хронологической преемственности с историей России и мировой историей формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями. Учебный план в целом выделяет 340 ч на изучение истории в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета учебного предмета "Всеобщая история" и «История России XVIII века с модулем История КБР» - 70 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 8 классе отводится 70 часа. В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы: - целостные представления об историческом пути России 18 в как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоиндентификации; - яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории 18 в. - важнейшие события и процессы Всеобщей истории XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; - устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории; - читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; - описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; 8 Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.02.2011. №19644) в действующей редакции. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: 1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Всеобщая история. История Нового времени 1801 1914М., «Русское слово», 2019 Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф. 2. Соловьев К.А.,Шевырев А.П. История Россиию1081-1914. М., «Русское слово», 2019 Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 3. Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 9 класс / Стецюра Т. Д. – 5-е изд. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 4. Кочегаров К. А. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 9 класс / К. А. Кочегаров. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019 Цели: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Задачи: Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Курс истории является важнейшим с9лагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Прежде всего здесь имеется в виду формирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Курс истории России в 9 классе охватывает историю развития российского общества и государства начиная со времени Александра I и до Первой мировой войны. Включает в себя национально - региональный компонент Истории КБР XIX в началом XX в. Учебный план в целом выделяет 340 ч на изучение истории в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета учебного предмета "Всеобщая история" и «История России 19 века с модулем История КБР» - 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 9 классе отводится 68 часов. 10