МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской Республики МКУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" МКОУ "СОШ с.Заречного" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы _________Хоктина Е,Я, ________ _________Р.С.Жазыкоева Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Приказ № 1 от «30» августа 2023 г. Приказ № 79 от «31» августа 2023 г. Рабочая программа по культуре КБР 10 – 11 класс 2023 – 2024 учебный год Учитель : Хоктина Е.Я. с.Заречное 2023г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Культура народов КБР» для 10-11-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (истории КБР) и мировой художественной культуре, разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом КБР «Об образовании», учебным планом для национальных образовательных учреждении, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки), приказом Министерства общего и профессионального образования. Рабочая программа рассчитана на 69 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и предназначена для учащихся 10 -11-х классов на 2023 - 2024 учебный год. Цели: Изучение культуры народов КБР на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: -воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия, толерантности, уважения к культурным традициям народов КБР; -развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; -освоение систематизированных знаний о закономерностях развития традиционных национальных культур; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере культуры народов нашей республики; -овладение умением анализировать явления культуры и вырабатывать собственную оценку; -использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. -воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; -формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия. -дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; -сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; 3 -обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения; -способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения; -помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства; -создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков - известных деятелей культуры; -формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. Тематическое планирование 10 класс № темы Название темы Количест во Контрольные работы, зачёты часов 1 Культура и цивилизация. 3 - 2 Материальная культура кабардинцев и балкарцев. 7 - 3 Политическая культура. 9 1 4 Культура семейно- брачных отношений. 6 - 5 Духовная культура. 8 1 Количест во Контрольные 11 класс № темы Название темы работы, зачёты часов 6 Просвещение, образование, наука. 5 - 7 Художественная культура. 11 1 8 Здоровье в культуре народов КБР. 3 - 9 Культура других народов, населяющих Кабардино- Балкарию. 12 2 4 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс Учебники: Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, Аталиков В. М. Культура народов КБР. Всего 35 часов, к-п-р 1 час, зачёт 1 час. № Тема урока Кол. п.п. Дата часов По плану Факт 1 полугодие – 1 четверть 1. Культура и цивилизация. 1 06.09 2. Географическая среда. Центр Кавказа и влияние 1 природных условий на культуру и хозяйственную деятельность народов КБР. 13.09 3. Исторические корни национальных кабардинцев, балкарцев, казаков и евреев. 20.09 языков 1 горных Материальная культура. 7 4. Земледельческая культура и некоторые обряды, 1 связанные с земледелием. 27.09 5. Скотоводство. скотоводческого фольклоре. обычаи 1 его в 04.10. 6. Охота, пчеловодство и крестьянские промыслы, 1 ремесла . 11.10 7. Дороги, горные тропы и средства передвижения. 1 18.10 8. Поселения и жилища кабардинцев, балкарцев и 1 казаков. Обычаи, связанные со строительством жилищных и хозяйственных построек. 25.10 9. Одежда и пища кабардинцев и балкарцев. 1 08.11 Домашняя утварь. Торговля и обмен в системе 1 жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев. 15.11 Традиции и быта. Отражение 2 четверть 10. Политическая культура. 11. 10 Народные собрания (хасы, тёре) и сельские 1 сходы как традиционные органы самоуправления 22.11 5 кабардинцев и балкарцев. 12. «Адыгее хабзе» и «Тау адет» - кодексы устных 1 законов, регулирующие нормы личностносемейных и общественных (внутренних и внешних) отношений в Кабарде и Балкарии. 29.11 13. Судебные органы и родовые суды. 1 06.12 14. Проблемы государственности в истории развития 1 Кабарды и Балкарии в 16-19 веках. 13.12 15. Положительные и отрицательные аспекты 1 отношений с Россией для судеб кабардинского и балкарского народов. 20.12 16. Русско- кавказская война и её политические 1 последствия. 27..12 17. Репрессия балкарского народа в 1944 г. И 1 восстановление политической справедливости и национальной государственности в 1957 г. 10.01. 2 полугодие - 3 четверть 18.. Становление и развитие государственности 1 народов КБР в 20 веке. Государственный флаг, герб, гимн КБР. 17.01 19. Конституция КБР 1997 г. 1 24.01 20. Контрольно- проверочная работа № «Политическая культура кабардинцев балкарцев». 1 1 и 31.01 Культура семейно- брачных отношений. 6 21. Семейно- брачные отношения и избегания. Сватание, калым, свадьба. 22. Обрядовые игры и обычаи, связанные рождением и воспитанием детей. 23. Гостеприимство, куначество искусственного родства. 24. Этика и этикет в культуре семейных отношений. 25. Трудовое, воспитание. 26. Национальный балкарцев. физическое менталитет Духовная культура. и и обычаи 1 07..02 с 1 14.02 формы 1 21.02 1 28.02 эстетическое 1 06..03 кабардинцев и 1 13.03 7 6 27. Устное народное творчество. 1 20.03 28. Значение нартского эпоса в развитии культуры 1 кабардинцев и балкарцев. 03.04 29. Песни, музыка, танцы народов КБР. 1 10.04 30. Песни, музыка, танцы народов КБР. 1 17.04 31. Религия как элемент культуры. 1 24.04 32. Народная медицина. 1 08.05 33. Военно- патриотическое воспитание на боевых 1 традициях народов КБР. 15.05 34. Зачёт № 1(итоговый). 1 22.05 35. Взаимовлияние национальных культур народов 1 КБР. 22.05 4 четверть 7 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс Учебник Аталикова В.М. Культура народов КБР, пособие Золотаревой И. С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР». Всего 34 часа, к-п-р 1 час, зачёт 2 часа. № Тема урока Кол. п.п. часов Просвещение, образование, наука. Дата По плану 5 1. Проблема письменности кабардинцев и 1 балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У. Берсей и др.). 07.09 2. Просветительская литературная деятельность 1 первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии. 14.09 3. Появление светских школ в 19 веке и роль 1 общения с казачеством и русским народом в распространении образования. 21.09 4. Этапы развития общеобразовательной школы в 1 Кабардино-Балкарии. Первые средние и высшие учебные заведения КБР. 28.09 5. Первые научные учреждения и развитие науки в 1 Кабардино- Балкарии. Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки и образования в КБР. 05.10 Художественная культура. 5 6. Понятие « художественная культура». Народное 1 прикладное искусство кабардинцев и балкарцев. 12.10 7. Истоки театрального современное состояние. его 1 19.10 8. Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз 1 композиторов и госфилармония КБР. 26.10 9. Художественная литература. Союз писателей 1 КБР. 09.11 10. Изобразительное искусство. Союз художников. 16.11 искусства Факт и 1 8 Музеи. Библиотеки. 2 11. Роль музеев в культурно- просветительной 1 работе. Государственные, народные и школьные музеи КБР. 23.11 12. Состояние и развитие библиотечного дела в КБР. 1 30.11 Печать. Радио. Телевидение. 1 13. Средства массовой информации и их роль в 1 национальной культуре и возрождении народов КБР. 07.12 14. Контрольно- проверочная работа № 1. 1 14.12 Кино. Другие зрелища, Парки. 3 15. Роль кино, видео и других зрелищ в современной 1 культуре. Театры и кинотеатры Нальчика. 21.12 16. Приэльбрусьенациональный Эльбрус- памятник истории всемирного значения. парк КБР. 1 и культуры 28.12 17. Нальчикский парк культуры крупнейший культурный очаг История парка. и отдыха- 1 республики. 11.01 Здоровье в культуре народов КБР. 3 18. Физическая культура в укладе жизни 1 кабардинцев и балкарцев. Народные игры. Этапы развития физической культуры и спорта в КБР. 18.01 19. Курорт Нальчик - всероссийская здравница. 1 25.01 20. Кабардино- Балкария – родина отечественного 1 альпинизма и горного туризма. История развития и современное состояние. 01.02 Культура казачества. 8 21. История возникновения казачества в России, на 1 Кавказе и на Тереке. 08.02 22. Военно- демократические традиции казачества и 1 формы самоуправления. 15.02 23. Формы землевладения и землепользования. 22.02 1 9 24. Хозяйственно- экономическая деятельность. 1 Ремёсла. Формы коллективного труда и взаимопомощи. 29.02 25. Устройство жилища, убранство дома, одежда 1 терских казаков. 07.03 26. Семейные традиции и обряды. 1 14.03. 27. Фольклор терских казаков. 1 21.03 28. Школьное образование. Религия. 1 04.04 29. Зачёт № 1 «Культура казачества». 1 11.04 Культура других народов, Кабардино-Балкарию. населяющих 5 30. Из истории и культуры горских евреев. 1 18.04 31. История расселения немцев на Северном 1 Кавказе. Немецкие поселения в КабардиноБалкарии. Трудовые традиции, особенности духовной культуры и быта. 25.04 32. История поселения корейцев и турок- 1 месхетинцев в КабардиноБалкарии. Особенности духовой культуры и быта. 02.05 33. Зачёт № 2(итоговый). 1 16.05 34. Взаимодействие национальных культур- путь к 1 естественному развитию, сближению и содружеству наций. 23.05 10 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения культуры народов КБР ученик должен знать/понимать: -особенности возникновения национальной культуры; и основные черты традиционной и современной -шедевры национальной культуры; -основные выразительные средства разных видов культуры; уметь: -сравнивать явления национальных культур и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; -понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; -осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области культуры народов КБР; -уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам национальной культуры; -уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; ориентации в традиционном наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Аталиков В.М. «Культура народов Кабардино-Балкарии», Нальчик, 1997. 2) Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик. 2005. 3) Бекалдиев М.Д. История Кабардино- Балкарии. Нальчик, 2003. 4) Бекалдиев М.Д.«Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001. 5) Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольнопроверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2004г. 6) Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ Примерный список тем школьных выпускных работ: 11 1. Моя фамилия (родоначальник, численность представителей фамилии, места их проживания, предания о выдающихся личностях рода, родовые обычаи и т.д.) 2. Мое селение. 3. Географические условия КБР. 4. Животный мир КБР. 5. Растительный мир КБР. 6. Историки, этнографы, фольклористы нашей республики. 7. Национальный этикет. 8. Народные обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка. 9. Аталычество. 10. Куначество. 11. Гостеприимство. 12. Национальные блюда. 13. Национальная одежда. 14. Национальная свадьба. 15. Развитие физкультуры и спорта в КБР. Темы краеведческих исследований: 1. История – от происхождения народа до наших дней. 2. Этнография – быт, обычаи, традиции, материальная и духовная культура, фольклор, религия. 3. Экономика – животноводство, растениеводство, промышленность. 4. Демография – численность, динамика, миграции населения, рождаемость и смертность, браки и разводы. 5. Туризм – познавательный, оздоровительный, развлекательный спортивный. 12