Рабочая программа учебного курса Культура народов КБР 10 - 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино - Балкарской
Республики
МКУ "Управление образования местной администрации
Прохладненского муниципального района КБР"
МКОУ "СОШ с.Заречного"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор школы

_________Хоктина Е,Я,

________

_________Р.С.Жазыкоева

Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.

Приказ № 1 от «30» августа
2023 г.

Приказ № 79 от «31»
августа 2023 г.

Рабочая программа по культуре КБР
10 – 11 класс
2023 – 2024 учебный год

Учитель : Хоктина Е.Я.

с.Заречное 2023г.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Культура народов КБР» для 10-11-х классов составлена
в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего
образования по истории (истории КБР) и мировой художественной культуре, разработана
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральным базисным
учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ
Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004), Федеральным
компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства
образования Российской
Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом КБР «Об
образовании», учебным планом для национальных образовательных учреждении,
реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерством
образования и науки), приказом Министерства общего и профессионального образования.
Рабочая программа рассчитана на 69 учебных часов из расчета 1 учебный час в
неделю и предназначена для учащихся 10 -11-х классов на 2023 - 2024 учебный год.
Цели: Изучение культуры народов КБР на ступени среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
-воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия, толерантности,
уважения к культурным традициям народов КБР;
-развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
-освоение систематизированных знаний о закономерностях развития традиционных
национальных культур; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере культуры
народов нашей республики;
-овладение умением анализировать явления культуры и вырабатывать собственную
оценку;
-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с
малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции,
ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору,
самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и
поликонфессионального своеобразия.
-дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном,
природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и
нравственной жизни, социальном опыте народа;
-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов,
населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике,
планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и
возникающих региональных, общенациональных проблем;
3

-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших
традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного
межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки
бесконфликтного поведения;
-способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
-помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе,
передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать
самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на
благо семьи, общества, государства;
-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам
художественного самовыражения на примерах
творчества земляков - известных
деятелей культуры;
-формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям
прошлого и настоящего.
Тематическое планирование
10 класс
№
темы

Название темы

Количест
во

Контрольные
работы, зачёты

часов
1

Культура и цивилизация.

3

-

2

Материальная культура кабардинцев и
балкарцев.

7

-

3

Политическая культура.

9

1

4

Культура семейно- брачных отношений.

6

-

5

Духовная культура.

8

1

Количест
во

Контрольные

11 класс
№
темы

Название темы

работы, зачёты

часов
6

Просвещение, образование, наука.

5

-

7

Художественная культура.

11

1

8

Здоровье в культуре народов КБР.

3

-

9

Культура других народов, населяющих
Кабардино- Балкарию.

12

2

4

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
Учебники: Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, Аталиков В.
М. Культура народов КБР.
Всего 35 часов, к-п-р 1 час, зачёт 1 час.
№

Тема урока

Кол.

п.п.

Дата

часов

По
плану

Факт

1 полугодие – 1 четверть
1.

Культура и цивилизация.

1

06.09

2.

Географическая среда. Центр Кавказа и влияние 1
природных
условий
на
культуру
и
хозяйственную деятельность народов КБР.

13.09

3.

Исторические корни национальных
кабардинцев, балкарцев, казаков и
евреев.

20.09

языков 1
горных

Материальная культура.

7

4.

Земледельческая культура и некоторые обряды, 1
связанные с земледелием.

27.09

5.

Скотоводство.
скотоводческого
фольклоре.

обычаи 1
его в

04.10.

6.

Охота, пчеловодство и крестьянские промыслы, 1
ремесла .

11.10

7.

Дороги, горные тропы и средства передвижения.

1

18.10

8.

Поселения и жилища кабардинцев, балкарцев и 1
казаков. Обычаи, связанные со строительством
жилищных и хозяйственных построек.

25.10

9.

Одежда и пища кабардинцев и балкарцев.

1

08.11

Домашняя утварь. Торговля и обмен в системе 1
жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев.

15.11

Традиции
и
быта. Отражение

2 четверть
10.

Политическая культура.
11.

10

Народные собрания (хасы, тёре) и сельские 1
сходы как традиционные органы самоуправления

22.11
5

кабардинцев и балкарцев.
12.

«Адыгее хабзе» и «Тау адет» - кодексы устных 1
законов, регулирующие нормы личностносемейных и общественных (внутренних и
внешних) отношений в Кабарде и Балкарии.

29.11

13.

Судебные органы и родовые суды.

1

06.12

14.

Проблемы государственности в истории развития 1
Кабарды и Балкарии в 16-19 веках.

13.12

15.

Положительные и отрицательные аспекты 1
отношений с Россией для судеб кабардинского и
балкарского народов.

20.12

16.

Русско- кавказская война и её политические 1
последствия.

27..12

17.

Репрессия балкарского народа в 1944 г. И 1
восстановление политической справедливости и
национальной государственности в 1957 г.

10.01.

2 полугодие - 3 четверть
18..

Становление и развитие государственности 1
народов КБР в 20 веке. Государственный флаг,
герб, гимн КБР.

17.01

19.

Конституция КБР 1997 г.

1

24.01

20.

Контрольно- проверочная работа №
«Политическая культура кабардинцев
балкарцев».

1 1
и

31.01

Культура семейно- брачных отношений.

6

21.

Семейно- брачные отношения и
избегания. Сватание, калым, свадьба.

22.

Обрядовые игры и обычаи, связанные
рождением и воспитанием детей.

23.

Гостеприимство,
куначество
искусственного родства.

24.

Этика и этикет в культуре семейных отношений.

25.

Трудовое,
воспитание.

26.

Национальный
балкарцев.

физическое
менталитет

Духовная культура.

и

и

обычаи 1

07..02

с 1

14.02

формы 1

21.02

1

28.02

эстетическое 1

06..03

кабардинцев

и 1

13.03

7
6

27.

Устное народное творчество.

1

20.03

28.

Значение нартского эпоса в развитии культуры 1
кабардинцев и балкарцев.

03.04

29.

Песни, музыка, танцы народов КБР.

1

10.04

30.

Песни, музыка, танцы народов КБР.

1

17.04

31.

Религия как элемент культуры.

1

24.04

32.

Народная медицина.

1

08.05

33.

Военно- патриотическое воспитание на боевых 1
традициях народов КБР.

15.05

34.

Зачёт № 1(итоговый).

1

22.05

35.

Взаимовлияние национальных культур народов 1
КБР.

22.05

4 четверть

7

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
Учебник Аталикова В.М. Культура народов КБР, пособие Золотаревой И. С.
Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР».
Всего 34 часа, к-п-р 1 час, зачёт 2 часа.
№

Тема урока

Кол.

п.п.

часов

Просвещение, образование, наука.

Дата
По
плану

5

1.

Проблема
письменности
кабардинцев
и 1
балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У. Берсей и
др.).

07.09

2.

Просветительская литературная деятельность 1
первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии.

14.09

3.

Появление светских школ в 19 веке и роль 1
общения с казачеством и русским народом в
распространении образования.

21.09

4.

Этапы развития общеобразовательной школы в 1
Кабардино-Балкарии. Первые средние и высшие
учебные заведения КБР.

28.09

5.

Первые научные учреждения и развитие науки в 1
Кабардино- Балкарии. Ученые и специалисты,
внесшие наибольший вклад в развитие науки и
образования в КБР.

05.10

Художественная культура.

5

6.

Понятие « художественная культура». Народное 1
прикладное искусство кабардинцев и балкарцев.

12.10

7.

Истоки
театрального
современное состояние.

его 1

19.10

8.

Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз 1
композиторов и госфилармония КБР.

26.10

9.

Художественная литература. Союз писателей 1
КБР.

09.11

10.

Изобразительное искусство. Союз художников.

16.11

искусства

Факт

и

1

8

Музеи. Библиотеки.

2

11.

Роль музеев в культурно- просветительной 1
работе. Государственные, народные и школьные
музеи КБР.

23.11

12.

Состояние и развитие библиотечного дела в КБР.

1

30.11

Печать. Радио. Телевидение.

1

13.

Средства массовой информации и их роль в 1
национальной культуре и возрождении народов
КБР.

07.12

14.

Контрольно- проверочная работа № 1.

1

14.12

Кино. Другие зрелища, Парки.

3

15.

Роль кино, видео и других зрелищ в современной 1
культуре. Театры и кинотеатры Нальчика.

21.12

16.

Приэльбрусьенациональный
Эльбрус- памятник истории
всемирного значения.

парк
КБР. 1
и культуры

28.12

17.

Нальчикский парк культуры
крупнейший культурный очаг
История парка.

и отдыха- 1
республики.

11.01

Здоровье в культуре народов КБР.

3

18.

Физическая
культура
в
укладе
жизни 1
кабардинцев и балкарцев. Народные игры. Этапы
развития физической культуры и спорта в КБР.

18.01

19.

Курорт Нальчик - всероссийская здравница.

1

25.01

20.

Кабардино- Балкария – родина отечественного 1
альпинизма и горного туризма. История развития
и современное состояние.

01.02

Культура казачества.

8

21.

История возникновения казачества в России, на 1
Кавказе и на Тереке.

08.02

22.

Военно- демократические традиции казачества и 1
формы самоуправления.

15.02

23.

Формы землевладения и землепользования.

22.02

1

9

24.

Хозяйственно- экономическая деятельность. 1
Ремёсла. Формы коллективного труда и
взаимопомощи.

29.02

25.

Устройство жилища, убранство дома, одежда 1
терских казаков.

07.03

26.

Семейные традиции и обряды.

1

14.03.

27.

Фольклор терских казаков.

1

21.03

28.

Школьное образование. Религия.

1

04.04

29.

Зачёт № 1 «Культура казачества».

1

11.04

Культура
других
народов,
Кабардино-Балкарию.

населяющих 5

30.

Из истории и культуры горских евреев.

1

18.04

31.

История расселения немцев на Северном 1
Кавказе. Немецкие поселения в КабардиноБалкарии. Трудовые традиции, особенности
духовной культуры и быта.

25.04

32.

История
поселения
корейцев
и
турок- 1
месхетинцев
в
КабардиноБалкарии.
Особенности духовой культуры и быта.

02.05

33.

Зачёт № 2(итоговый).

1

16.05

34.

Взаимодействие национальных культур- путь к 1
естественному
развитию,
сближению
и
содружеству наций.

23.05

10

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения культуры народов КБР ученик должен знать/понимать:
-особенности возникновения
национальной культуры;

и

основные

черты

традиционной

и

современной

-шедевры национальной культуры;
-основные выразительные средства разных видов культуры;
уметь:
-сравнивать явления национальных культур и соотносить их с определенной исторической
эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
-понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
-осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области культуры народов КБР;
-уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам
национальной культуры;
-уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы,
сочинения, рецензии);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития;
профессионального самоопределения; ориентации в традиционном наследии и
современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Аталиков В.М. «Культура народов Кабардино-Балкарии», Нальчик, 1997.
2) Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик. 2005.
3) Бекалдиев М.Д. История Кабардино- Балкарии. Нальчик, 2003.
4) Бекалдиев М.Д.«Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001.
5) Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольнопроверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2004г.
6) Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Примерный список тем школьных выпускных работ:
11

1. Моя фамилия (родоначальник, численность представителей фамилии, места их
проживания, предания о выдающихся личностях рода, родовые обычаи и т.д.)
2. Мое селение.
3. Географические условия КБР.
4. Животный мир КБР.
5. Растительный мир КБР.
6. Историки, этнографы, фольклористы нашей республики.
7. Национальный этикет.
8. Народные обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка.
9. Аталычество.
10. Куначество.
11. Гостеприимство.
12. Национальные блюда.
13. Национальная одежда.
14. Национальная свадьба.
15. Развитие физкультуры и спорта в КБР.
Темы краеведческих исследований:
1. История – от происхождения народа до наших дней.
2. Этнография – быт, обычаи, традиции, материальная и духовная культура,
фольклор, религия.
3.

Экономика – животноводство, растениеводство, промышленность.

4. Демография – численность, динамика, миграции населения, рождаемость и
смертность, браки и разводы.
5. Туризм – познавательный, оздоровительный, развлекательный спортивный.

12


Наверх

Ролик о проведении НОКО

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».