Рабочая программа учебного предмета ОБЖ 11 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности
для 11 класса разработана на основе:
Федерального компонента образовательного стандарта 2004 г.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с
изменениями);
Закона Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании" от 24 апреля 2014 года
N 23-РЗ;
Основной образовательной программы основного общего образования (ООП СОО)
МКОУ «СОШ с.Учебного»;
Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год;
Календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год;
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 10-11 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников.— М.: Просвещение,
2014. —320с.: ил. — ISBN 978-5-09-023283-8.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
11
класс:
учебник
для
общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под
редакцией А.Т.Смирнова.— М.: Просвещение, 2018. —96с. — ISBN 978-5-09-027027-4.
Содержание рабочей программы курса по основам безопасности жизнедеятельности
выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства
и воинская обязанность.
Одной из основных задач изучения предмета является то, что юноши формируют
адекватное представление о военной службе и качествах личности, необходимых для ее
прохождения, девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
Программа курса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение 6 зачётов.
Итоговые зачёты завершают изучение разделов и тем: «Основы комплексной
безопасности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Нравственность
и здоровье», «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской
помощи», «Воинская обязанность».
Текущий контроль знаний по темам проводится в форме самостоятельных работ (15 –
20 мин), тестирования.
Планируемые результаты
Программа учебного курса по ОБЖ способствует формированию универсальных учебных
действий ученика:
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на
транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностеймногонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства
ответственности и долга перед родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению
индивидуальной траектории дальнейшего образования;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное
многообразие современного мира;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем,
формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед
собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в
этих видах деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с
прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать
их в соответствии с изменениями обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области
безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения,
основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать
и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания
и их влияние на деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные
подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и
чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять
его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
– формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приёмами;

– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа
жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для
личности и общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
– понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности,
общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение
применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а
также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
– овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с
учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют создать
благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся,
обеспечивают формирование важнейших компетенций учащихся.
Межпредметные связи.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность
фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое
обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это
сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в
тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании – сведения о человеке,
обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с
изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В
физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во
время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет
применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и
самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком
уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и
индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность),
приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной
действительностью.

Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание,
активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся,
интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения
(адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение,
инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое
занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в малых
группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и
средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным
формам.
Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок,
лекция и т.д.
Учебно-методические компоненты
Программа, учебник, методическое пособие для учителя, познавательные задания для
учащихся, рабочая тетрадь, схемы, таблицы, тесты.
Межпредметные связи
География, химия, биология, физика, математика.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(34часа)
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности (4 ч)
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 ч)
1. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины
возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора
на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности.
2. Правила личной безопасности при пожаре
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение
мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом
или общественном здании.
3. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности
при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.
4. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях
Основная цель- освоение знаний о безопасном поведении человека при пожаре

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел IV.Основы здорового образа жизни.
Тема 2. Нравственность и здоровье (4ч)
1. Правила личной гигиены
Гигиена. Личная гигиена. Правила личной гигиены. Гигиена кожи. Гигиена зубов. Гигиена
волос и одежды. Рациональное питание.
2.Нравственность и здоровый образ жизни.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и ее значение в жизни человека.
Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор,
культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в
себе молодому человеку для создания прочной семьи.
2. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины,
способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение
венерической болезнью.
3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика
ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
4. Семья в современном обществе. Законодательство и семья
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.
Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Основная цель- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
использовать средства индивидуальной защиты; оказывать первую медицинскую помощь
пострадавшим.
Тема 3. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (9ч)
1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила оказания первой
медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины
его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
2. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской
помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
3. Основные правила оказания первой медицинской помощи Наиболее целесообразная
последовательность оказания первой медицинской помощи.
4. Правила остановки артериального кровотечения Признаки артериального кровотечения,
методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила
наложения жгута.
5. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего Цель иммобилизации, возможные
средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.

6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения.
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой
медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота
Черепно-мозговая травма, основные причины ее возникновения и возможные последствия.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.
Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская
помощь при травме груди.
Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская
помощь при травме живота.
8. Первая медицинская помощь при травме в области таза, при повреждении позвоночника,
спины
Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая
медицинская помощь при травме в области таза.
Травмы позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, их возможные
последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и
спины.
9. Первая медицинская помощь при остановке сердца Реанимация. Правила проведения
сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких
способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа
сердца и искусственной вентиляции легких.
Основная цель- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел VI. Основы обороны государства
Тема 4. Воинская обязанность (13 ч)
1. Основные понятия о воинской обязанности Определение воинской обязанности и ее
содержание. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную
службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные
сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. Организация воинского учета
Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие
воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о
гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.
3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет Время первоначальной
постановки граждан на воинский учет.

Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение
профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на
воинский учет.
4. Обязанности граждан по воинскому учету Основные обязанности граждан по воинскому
учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
5. Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной
подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской
Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки
к военной службе и их основное предназначение.
6. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским
должностям
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях
связи и наблюдения. Водительские и технические должности, прочие воинские должности.
7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления
отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы,
предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности,
при призыве на военную службу..8. Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основные направления добровольной подготовки граждан к
военной службе
8. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский
учет
Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования
граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе.
Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в
военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.10.
Профессиональный психологический отбор и его предназначение
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
10. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Предназначение запаса, разряды
запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.
Основная цель - освоение знаний об обязанностях граждан по защите государства;
развитие черт личности, необходимых при прохождении военной службы, потребности
ведения здорового чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной
символике, патриотизма и долга по защите Отечества.

Тематическое планирование
Наименование разделов

Класс

Количество
самостоятельных
работ

XI
Основы комплексной безопасности

5ч

1

Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
Обеспечение военной безопасности
государства
Всего учебных часов в году

16ч

3

13ч

2

34ч

6

ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
знать/понимать:


















основные понятия и определения терроризма; правила поведения при заложничестве;
правила личной гигиены; болезни, передаваемые половым путём; формирование
правильного взаимоотношения полов;
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на
него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорийот
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы медицинских знаний и профилактику инфекционных заболеваний;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности
призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:






для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы
экстренной помощи.


Наверх

Ролик о проведении НОКО

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».