рабочая программа учебного предмета_Родной русский язык и литература_9 класс

Рассмотрено
Председатель ШМО
______________ Е.Я. Хоктина
Протокол №1 от 29.08.2023г.

Согласовано
Зам. директора по УВР
___________ Ф.И.О.
30.08.2023г.

Утверждено
Директор МКОУ «СОШ с.
Заречного»
__________ Р.С. Жазыкоева
Приказ №79 от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила
Учитель Дьяченко Н.П.

2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку для основной школы составлена на
основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам

основного

общего

образования,

представленных

в

Федеральном

государственном стандарте общего образования.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курсарусского языка, обязательного для изучения во всех школах РоссийскойФедерации,
и направлено на достижение результатов освоения основнойобразовательной программы
основного

общего

образования

по

русскомуязыку,заданныхсоответствующимфедеральнымгосударственнымобразовательны
м стандартом. В то же время цели курса русского языка врамках образовательной области
«Родной язык и родная литература» имеютсвою специфику. В соответствии с этим в курсе
русского родного языка актуализируютсяследующие цели:


как

воспитание гражданина и патриота; формирование представленияо русском языке
духовной,

нравственной

и

культурной

ценности

народа;осознаниенациональногосвоеобразиярусскогоязыка;формированиепознавательног
о интереса, любви, уважительного отношения к русскомуязыку, а через него – к родной
культуре; воспитание ответственногоотношения к сохранению и развитию родного языка,
формированиеволонтёрскойпозициивотношениипопуляризацииродногоязыка;воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России;овладение культурой
межнационального общения;


совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,обеспечивающих

свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;


развитие

готовности

и

способности

к

речевому

взаимодействию

и

взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при
необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;


совершенствование

умений

опознавать,

анализировать,

классифицировать

языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и

сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;


развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение

практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Программа по родному (русскому) языку составлена на основе требований к
предметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 1час.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных

и

творческих способностей

ребенка, развивает

его

абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение

русскому

родному

языку

совершенствует

нравственную

и

коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый
статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует
овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной
язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.
Поэтому

учебное

время,

отведённое

ни

изучение

данной

дисциплины,

не

можетрассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский
язык». В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом.

Программа

учебного

предмета

отражает

социокультурный

контекст

существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Программой
предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных

областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и
гуманитарного циклов.В рабочей программе выделяются три блока.
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского
языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах
общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других
народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Текст» – представлено содержание, направленное на
совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра,
выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать
тексты

разных

функционально-смысловых

типов,

жанров,

стилистической

принадлежности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты учебного предмета «Русский родной язык»:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
2) приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа; осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
3) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

4) получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты учебного предмета «Русский родной язык»
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;
2) Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,

грамматическими,

стилистическими),

нормами

речевого

этикета;

приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
3) Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации).
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
Раздел 1. Язык и культура (12 часов)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой
фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (8 часа)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Типичные
грамматические ошибки. Управление

предлогов. Нагромождение одних и тех же

падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы иесли бы‚
введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение
вариантов

грамматической

нормы

в

современных

грамматических

словарях

и

справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№
урока

1

Тема урока
Язык и культура (12часов)
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

Кол
ичес
тво
часо
в
2

4

Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в 2
русском языке.
Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные 2
тенденции его развития.
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.
2

5

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

6

7

Переосмысление значений слов в современном русском языке. 2
Стилистическая переоценка слов.
Культура речи (8 часа)
Активные процессы в области произношения и ударения.
2

8

Трудные случаи лексической сочетаемости.

9
10

Типичные ошибки в управлении, в построении осложнённого и 2
сложного предложений..
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.
2

11

Речь. Текст (14 часов)
Русский язык в интернете.

2

12

Виды преобразования текстов.

2

13

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

2

14

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

2

15

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

2

16

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

2

17

Промежуточная контрольная работа по родному русскому языку.

2

2
3

2

2

По
плану

07.09.23
14.09.23
21.09.23
28.09.23
05.10.23
12.10.23
19.10.23
26.10.23
09.11.23
16.11.23
23.11.23
30.11.23
07.12.23
14.12.23
21.12.23
28.12.23
11.01.24
18.01.24
25.01.24
01.02.24
08.02.24
15.02.24
22.02.24
29.02.24
07.03.24
14.03.24
21.03.24
04.04.24
11.04.24
18.04.24
25.04.24
02.05.24
16.05.24
23.05.24


Наверх

Ролик о проведении НОКО

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».