Муниципальное общеобразовательное учреждение МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино – Балкарской Республики МКУ «Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» МКОУ «СОШ с. Заречного» СОГЛАСОВАНО Зам. директор по ВР ____________ Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________ Жазыкоева Р.С. Приказ №79 от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) «Чемпион» Для III группы (5-6 классы) Руководитель: Латышев В.Е. на 2023-2024 учебный год с. Заречное 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по лёгкой атлетике для 5-6 классов разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Нормативно-правовая база ведения внеурочной деятельности: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. №23-РЗ «Об образовании»; Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357); Приказ Минобрнауки России от 26.06. 2012 г. №504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письмо Минобрнауки КБР от 21.07.2017 г. №22-01-13/4473 «О формировании учебных планов образовательных организаций КБР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 20172018 учебный год»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 24.11.2015 г. № 81); СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением ФУМО по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15); Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Заречного» Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (Постановление местной администрации Прохладненского муниципального района КабардиноБалкарской Республики № 27 от 02.02.2016 г.); Положение о внеурочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС, в МКОУ «СОШ с. Заречного» № Образовательная программа ООО МКОУ «СОШ с. Заречного» №79 от «31» августа 2023г. 122/18 от 31.08.2015 г.; Цель программы: развитие двигательной, коммуникативной и познавательной активности обучающихся, укрепление их физического психоэмоционального здоровья. Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Данная программа ориентируется на решение следующих задач: - совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании, беге; - обучение физическим упражнениям по легкой атлетике, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр; - развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости; - формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми; - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности. Предлагаемая программа характеризуется направленностью: - на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности детей; - на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; - на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования детьми освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями. Результаты освоения программного материала представлены метапредметными, предметными и личностными результатами. соответственно: Личностные результаты могут проявляться в разных областях, в том числе и в области физической культуры: - владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применение их в игровой и соревновательной деятельности; - умение максимально проявить физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. Метапредметные: – владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Предметные: – способность составлять планы занятий физической культурой, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; - способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Планируемые результаты По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах физкультурно-оздоровительной деятельности, которые можно применять в социальной практике,в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе. Обучающиеся научатся: —правилам поведения и безопасности при ведении подвижных, спортивных игр; —основам методики проведения физкультурных комплексов, физминуток; —основным принципам сохранения здоровья и здорового образа жизни; —способам передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях; —способам ведения ЗОЖ. Обучающиеся будут иметь возможность научиться: —общаться с людьми; —вести дневники наблюдений за состоянием здоровья; —вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам; —выступать с докладами; —оформлять стенды, фотовыставки и т. п.; —работать с научно-популярной литературой; —осуществлять фотосъёмку; —соблюдать правила личной гигиены; —овладеть элементарными навыками ведения подвижных игр и спортивных состязаний; —ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе; — составлять и выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений; —владеть техникой перемещения на местности пешком, бегом и на лыжах; —владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий. Обучающиеся должны обладать следующими качествами: —инициативностью; —аккуратностью; —коммуникабельностью; —целеустремлённостью; —самокритичностью; —творческой активностью; —способностью к оказанию взаимопомощи; —самостоятельностью; —исполнительностью; —способностью к взаимодействию в команде; —физической активностью; —выносливостью; —упорством в достижении поставленных целей; —уважением к старшим, родителям, семейным традициям; —милосердием, заботой о старших и младших; —экологической культурой; —любовью к своей малой родине; —трудолюбием. Учебно-тематическое планирование (5-6 классы) № п/п 1 2 3 4-5 6-7 8-17 18-27 28-33 Название модуля и занятий Общее кол-во часов Вводное занятие История развития легкоатлетического спорта Гигиена спортсмена и закаливание Основы техники разных видов легкой атлетики Техника безопасности во время легкой атлетики Общая физическая и специальная подготовка Тренировка в отдельных видах легкой атлетики Спортивные соревнования Часы аудиторных занятий 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 Часы внеаудиторных активных занятий 10 10 10 10 6 6 34 Спортивный праздник 1 1 35 Резерв 1 1 Календарно-тематическое планирование (5-6 классы) № п/п Название модуля и занятий Кол-во часов 1 2 3 4-5 Вводное занятие История развития легкоатлетического спорта Гигиена спортсмена и закаливание Основы техники разных видов легкой атлетики 1 1 1 2 6-7 Техника безопасности во время легкой атлетики 2 По плану Общая физическая и специальная подготовка (10 часов) По факту 8-17 Практические занятия. Строевые упражнения. 1 Практические занятия. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. 2 Практические занятия. Акробатика. 2 Практические занятия. Подвижные игры. 1 Практические занятия. Спортивные игры. Практические занятия. Упражнения гимнастических снарядах и со снарядами. 2 на 2 Тренировка в отдельных видах легкой атлетики (10 часов) 18-27 Ходьба. Обычно в равномерном темпе, быстром до 800 м.. Бег. Свободный по прямой и повороту. 28-33 34 35 Выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!» Работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы Техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Спортивные соревнования 2 2 2 2 2 6 Спортивный праздник 1 Резерв 1 Список используемой литературы 1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). — М. 1992. 2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2010. 4. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. — М.:Просвещение, 2011. 5. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1–2и А.И. Белоусов под ред. М.Я. Виленского. — М.: Русское слово, 2010.7. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младшихшкольников во внеурочной деятельности. — М.: ЭконИнформ, 2009. 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. — М.: Просвещение, 2010.