МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики МКУ «Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики» МКОУ «СОШ с. Заречного» СОГЛАСОВАНО Зам. директор по ВР ____________ Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________ Жазыкоева Р.С. Приказ №79 от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по профориентации «Шаг в будущее» для учащихся 10 класса Классный руководитель: Латышев Валерий Евгеньевич с. Заречное, 2023 год 2 Содержание Пояснительная записка…………………………………………...……………3 Раздел Цель и задачи программы …………………………………………..5 Раздел II Содержание программы …………………………………………….7 Раздел III Тематическое планирование………………………………………9 Раздел IV Планируемые результаты курса ………………………………..12 Раздел V Работа с родителями………………………………………………13 Раздел VI Методическая литература…………………………………….....14 Приложение……………………………………………………………………..16 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями; - Приказ управления Образования «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республике на 2023-2024 учебный год» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года для 10 классов. - Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.2.№282110, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993); - Приказ N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312; - Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241); - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (в редакции от 19 октября 2009 № 427); - Устав МКОУ «СОШ с Заречного» - Локальные акты МКОУ «СОШ с Заречного» Рабочая программа составлена на основе Программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»: Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит 4 1. 2. 3. 4. общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения. Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, склонности), что он есть (интеллект, личностные и физические свойства), что он может (возможности и способности), что от него хочет общество, и что он ждет от общества. Данная программа состоит из следующих этапов: Диагностический Профпросветительский (профинформационный) Профконсультационный Постконсультационная диагностика Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система профориентации в образовательном учреждении. 5 Раздел I Цель и задачи программы Цели программы: Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры; Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Задачи программы: Образовательные задачи: 1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры; 2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. 3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права. 4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании; Воспитательные задачи: 1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся; 2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося; 3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия; 4. Развитие способности адаптироваться в реальных социальноэкономических условиях. Развивающие задачи: 1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; 2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; 3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; 4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя); 6 5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; 6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы. Методы: Анализ психолого - педагогической литературы, СМИ и исследований по проблеме профориентации. Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся 10 классов. Совместное консультирование с администрацией, педагогами, классным руководителем школы по проблеме профориентации учащихся 10 классов. 7 Раздел II Содержание программы I этап: «Диагностика учащихся» Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов диагностики. Это направление реализуется в двух планах: o самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий); o оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо: определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности; из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам; определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности; оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности; сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов. Применяемые методики: 1. Схема Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся. Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант. 2. «Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина 3. Тест Айзенка по типу темперамента II этап: «Информационно-просветительское направление» 8 Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор. III этап«Консультационное направление» Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать. IV этап Обучающее (или формирующее) направление. В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения: умение анализировать мир профессий; умение анализировать свои возможности в ситуации профессионального выбора; Средства обучения 1. 2. 3. 4. 5. ИКТ СМИ Бланки опросников Фильм «Как достичь успеха» Информационные буклеты 9 Раздел III Тематическое планирование в 10 классе № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема занятия Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе. Классификация профессий Климова Эмоциональное отношение к выбору профессии Темперамент и выбор профессии Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии Склонность и профессиональная направленность Профессиональный тип личности Деловая игра «Кадровый вопрос» Как достичь успеха в профессии Поддержка друзей Профессии моей семьи Что я знаю о себе? На пороге взрослой жизни Развитие умений по принятию решений Профессиональная зрелость Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. Темперамент и профессии Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции Склонность и интересы в выборе профессии Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова Что я знаю о мире профессий Ошибки в выборе профессий Составление личного профессионального плана Навыки самопрезентации. Игровые пробы Что? Где? Когда? Знакомство с профессиограммой Я учусь принимать решение Профориентационная игра «Угадай профессию» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Раздел IV Планируемые результаты курса Личностные результаты освоения программы: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты освоения программы: развить самостоятельность; оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; систематизировать, анализировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Предметные результаты освоения программы: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и о профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. 11 Раздел V Работа с родителями Тема занятий Система учебных заведений Индивидуальные консультации для родителей, дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи Медицинские противопоказания при выборе профессии Роль здоровья в выборе профессии Типы учебных заведений «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка» Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей Мир профессий, окружающих ваших детей Форма проведения Выступление педагога - психолога, социального педагога Индивидуальные консультации педагога - психолога Выступление врача Выступление педагога - психолога Сообщение педагога – психолога, социального педагога Классное родительское собрание Анализ анкетирования Круглый стол. Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе. Круглый стол Куда пойти учиться? Знакомство с «рынком образовательных услуг» Куда пойти работать? Знакомство с Дискуссия, информация на сайтах и вариантами поиска работы. стендах Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях в газетах и на информационных стендах. Склонности и интересы подростков в Классное родительское собрание выборе профессии Роль традиций семьи и мнения Совместное мероприятие с классным родителей в выборе будущей руководителем профессии Дороги, которые выбирают наши Тренинг дети Выбор дальнейшего пути: «за» и Анализ анкетирования «против» Учебные итоги – ступенька в Анализ успеваемости и перспективы будущее 12 Раздел VI Методическая литература 1. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.; 2. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки); 3. “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.; 4. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя); 5. Festival.1september.ru; 6. http://www.vashpsixolog.ru/; 7. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.; 8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.– 384с. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. М., 2002. – 304с.; 9. «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г. 10. Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 10-11 классов», 2006. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Дополнительная литература «Психокоррекционная работа со старшеклассниками» О. Н. Рудякова; Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки); «Психологическая поддержка учащихся» Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова; «Школа и труд» / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.; «Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя); Festival.1september.ru; http://www.vashpsixolog.ru/; «Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М., 2006.; Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.– 13 384с. «Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями» / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.; 10.Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. 1990 Электронные ресурсы www.moeobrazovanie.ruПрофориентация школьников. Уроки по профориетации. 1.Урок по профориентации; Автор: Алла Якимова; «Экскурс в профессию» 2.Классный час; Автор: Алла Якимова ; «Экскурс в профессию» 3.Профориентационный урок "Экскурс в мир профессий" → Фестиваль профессий, 10 класс; Автор: Лариса Шустрова; Форма проведения: фестиваль профессий. 4. Телевизионный фильм «Зачет по профессии» (диск). Презентации по профориентации: 1. PPt4WEB.ru “Вернисаж профессий»; 2. http://www.myshare“Профориентация. Как правильно выбрать профессию?»; 3. Prezentacii.com “Такие разные профессии»; 4. Электронные варианты тестов и тестовых методик по темам курса. 5. Презентации по профориетации: nsportai.ru, 5psy.ru, oooshka.clan.su, infourok.ru Приложение №1 Памятка для родителей по выбору профессии Уважаемые папы и мамы! 1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. 14 2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. 3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения. 4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. 5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами. 6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. 7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. 8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей Приложение №2 Опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) Ход проведения: учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними соответствующими ответами «да» или «нет». Инструкция: прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да», если не согласны – «нет». 1. Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию. 2. Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы. 3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда. 4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья. 5. Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома. 6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты. 7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией. 15 8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии. 9. Неважно, кем работать, важно, как работать. 10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат. 11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности Вам не достаёт. 12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств. 13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии. 14. Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию. 15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии. 16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии. 17. Вы консультировались о выборе профессии у врача. 18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение. 19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение. 20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии. 21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу). 22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии. 23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз. 24. Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу». Обработка и интерпретация результатов: проставьте полученные варианты ответов в два столбца: Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале: 0 – 6 баллов – неготовность, 7 – 12 баллов – низкая готовность, 13 – 18 баллов – средняя готовность, 19 – 24 балла - высокая готовность. 16 Приложение №3 Анкета по выявлению профориентационных интересов (10 классов) 1. Назови профессии: а. отца б. матери в. других родственников 2. Довольны ли они своей профессией, чем именно. 3. Если не довольны, то почему. 4. А тебе нравятся профессии твоих близких. 5. Что ты знаешь об их профессиях. 6. Какие поощрения они имели за свой труд, за что именно. 7. Хотел бы ты приобрести профессию кого-либо из них. 8. Как ты считаешь, какие профессии нужны в наше время обществу, стране. Анкета по изучению профессиональной направленности 1. Какая профессия тебя больше всего привлекает, почему? 2. Чем эта профессия лучше других? 3. Знаком ли ты с людьми, которые овладели этой профессией, с кем именно? 17 4. Какие обязанности у людей этой профессии? 5. Видел ли ты продукцию труда избранной профессии? 6. Как ты думаешь, какие трудности встретишь при получении этой профессии? 7. Что ты предпримешь для того, чтобы освоить эту профессию? 8. Какую профессию тебе советуют избрать родители Приложение №4 Анкета по изучению профессиональной направленности Любите ли вы? Нравится ли вам? 1. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят”. 2. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математические досуги”. 3. Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства. 4. Читать журналы “Юный техник”, “Техника молодежи”, знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно-популярных журналах. 5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков. 6. Читать о жизни растений и животных. 7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины. 8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам. 9. Читать книги об исторических личностях и событиях. 10. Читать произведения классиков мировой литературы. 11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку. 12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого). 13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели. 14. Читать книги о войнах и сражениях. 15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах. 16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков. 17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков. 18 18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии. 19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники. 20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций. 21. Изучать ботанику, зоологию, биологию. 22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма. 23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых. 24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом. 25. Читать литературно-критические статьи. 26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки. 27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение. 28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение. 29. Знакомиться с военной техникой. 30. Ходить на матчи и спортивные состязания. 31. Проводить опыты по физике. 32. Решать математические задачи. 33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи. 34. Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры и др. 35. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными. 37. Изучать причины возникновения разных болезней. 38. Собирать коллекцию минералов. 39. Изучать историю, возникновения народов и государств. 40. Изучать иностранные языки. 41. Декламировать, петь, выступать на сцене. 42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки. 43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п. 44. Принимать участие в военизированных походах. 45. Играть в спортивные игры. 46. Заниматься в физическом кружке. 47. Заниматься в математическом кружке. 48. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда. 19 49. Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети. 50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии). 51. Заниматься в биологическом кружке. 52. Знакомиться с работой медсестры и врача. 53. Составлять геологические и географические карты. 54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях. 55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник. 56. Заниматься в драматическом кружке. 57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения. 58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.). 59. Участвовать в военных играх и походах. 60. Принимать участие в спортивных соревнованиях. 61. Участвовать в физических олимпиадах. 62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах. 63. Посещать “Школу бизнеса”, “Школу прикладной экономики”, кружки “Юный менеджер”, “Юный предприниматель” и др. 64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции. 65. Участвовать в химических олимпиадах. 66. Участвовать в биологических олимпиадах. 67. Ухаживать за больными. 68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности. 69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке. 70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке. 71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву. 72. Заниматься с младшими школьниками. 73. Постоянно общаться со многими и разными людьми. 74. Быть организатором (командиром) в играх и походах. 75. Заниматься в спортивной секции. 76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике. 77. Организовывать математические конкурсы. 78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов. 79. Заниматься в кружке технического творчества. 80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа “Химия вокруг нас”. 81. Проводить опытническую работу по биологии. 82. Заниматься в кружке санитаров. 83. Участвовать в географических или геологических экспедициях. 20 84. Принимать участие в организации походов по родному краю. 85. Писать сценарии к литературному вечеру 86. Посещать театры, музеи, выставки. 87. Заниматься с младшими братьями и сестрами. 88. Дарить подарки, сделанные своими руками. 89. Изучать военное дело. 90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах. Тест по определению развития волевых качеств Е.Н. Прошицкая Инструкция: С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств. Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению. 1. Делаете ли вы по утрам зарядку? а. Регулярно. б. Время от времени. в. Не делаю. 2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними? а. Всегда. б. Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается. в. Нет. 3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)? а. Да, в любой ситуации. б. Не всегда, в зависимости от ситуации. в. Не умею. 4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей? а. Всегда. б. Иногда решаюсь на это. в. Никогда. 5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т.п.? а. Да. б. Иногда. в. Практически никогда. 6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)? 21 а. В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде. б. Сформированы, но недостаточно устойчиво. в. Не сформированы. 7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время? а. Да. б. Делаю это не регулярно. в. Практически никогда этого не делаю. 8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий? а. Практически всегда. б. Только иногда. в. Практически никогда этого не делаю. 9. Способны ли вы длительно ,в течении нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом? а. Да. б. В редких случаях. в. Нет. 10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию ? а. Достаточно отчетливо. б. От случая к случаю. в. Не проявляю. 11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер? а. Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания. б. Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю. в. Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю. 12. Есть ли у вас программа самовоспитания? а. Да. б. Определенной программы нет,но есть некоторые наметки. в. Никакой программы нет. 13. Доводите ли вы свои дела до конца? а. Да. б. Не все дела довожу до конца. в. Очень редко довожу начатое до конца. 14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется? а. Чаще всего планирую. б. Иногда планирую. в. Практически никогда не планирую. 15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства? а. В основном умею. б. Иногда не сдерживаюсь. в. Как правило, не сдерживаюсь. 22 16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным? а. Как правило, умею. б. Не всегда умею. в. Не умею. 17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, владение важными трудовыми навыками)? а. Да. б. Пытаюсь, но только от случая к случаю. в. Не пытаюсь. 18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления? а. Делаю. б. Делаю очень мало. в. Ничего не делаю. Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам “а”, “б”, и “в”. За каждый ответ, соответствующий варианту “а” вы получаете 2 балла, “б” - 1 балл, “в” - 0 баллов. Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера. Если вы набрали более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий; 20-30 баллов - низкий; 10-20 - волевые качества практически не развиты. Тест по выявлению организаторских способностей. Е.Н. Прошицкая Инструкция: Определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации. 1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону? 2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации? 3. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их? 5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения? 6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? 7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 23 9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу? 10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке? 11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело? 12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)? 16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? 17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания? 20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей? После того, как вы ответите на предложенные вопросы, посчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов - о среднем; ниже 13 баллов - о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.